суббота, 25 июля 2009 г.

Сокровища оптимизма или теория Селигмана, часть 1!

Всем читателям моего блога желаю: быть успешными, всегда на гребне подходящей волны, спасибо за то, что Вы есть!
Давайте сегодня разберем понятие оптимизм и его противоположность пессимизм.
Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что все будет хорошо, а на убеждении, что не все будет плохо. (Дютур)
Пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности (Уинстон Черчилль)
Пессимизм - это настроение, оптимизм - воля (Ален)
Теория оптимизма Селигмана
Наибольший вклад в понимание оптимизма внес Мартин Селигман (Martin Seligman) - профессор Пенсильванского университета (США). К этой проблематике он пришел через изучение депрессии и пессимизма: его отца парализовало, и Селигман стремился понять, почему спокойный и уравновешенный человек может так быстро потерять интерес к жизни.
С помощью ряда экспериментов Селигман выявил и описал явление, так называемой, выученной беспомощности у животных и людей. Суть его состоит в том, что, подвергаясь на протяжении некоторого времени неприятным воздействиям и не имея возможности их контролировать, большинство испытуемых постепенно приходят к выводу о бессмысленности усилий и сдаются. Даже когда возникает возможность избежать страданий, они продолжают пассивно терпеть, не предпринимая попыток что-то сделать.
Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а неконтролируемость этих событий. Существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
Беспомощность влияет и на активность иммунной системы человека, на способность организма противостоять болезням, а значит - и на долголетие.
Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования "выученной беспомощности". В ходе этих экспериментов обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма. Он предположил, что приобретенный в "борьбе с реальностью" оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям. Точнее говоря, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у "пессимистичных" персон, склонных к формированию выученной беспомощности.
Это навело Селигмана на размышления о том, можно ли посредством осознанных усилий сформировать оптимистический стиль мышления. Результатом его изысканий стало создание позитивной психологии, которая изучает такие понятия, как "счастье", "оптимизм", "положительные эмоции".
По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов.
Именно через стиль атрибуции (объяснения) "просеивается" опыт неудач. В случае оптимистичной атрибуции значение этого опыта преуменьшается, в случае пессимизма - преувеличивается.
Определив таким образом ключевые характеристики оптимизма, Селигман смог найти и очень надежный способ оценки степени присущего человеку оптимизма по его высказываниям, письмам, статьям, а также предложил специальный тест для оценки степени оптимизма/пессимизма.
Это его открытие позволило провести ряд интересных экспериментов, показавших степень влияния оптимизма на политическую, профессиональную деятельность людей и на жизнь целых стран.
Оптимистичные люди, как показывают исследования, имеют ряд преимуществ: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно. Далее, они производят лучшее впечатление на окружающих и, что для нас особенно важно, чаще радуются жизни и пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.
Но нас сегодня эти все выкладки интересуют сугубо лично: а можно ли научиться оптимизму хроническому пессимисту? Оказывается можно… что не может не радовать... оптимистов, по крайней мере... ну и тех, кому надоело "заседать в пессимизьме".
Даешь кресты в плюсы!
Обучение оптимизму начинается с того, что мы прислушиваемся к тому, как мы описываем хорошие и плохие вещи, происходящие с нами. Прислушайтесь - мы окружены пессимизмом, он просто повсюду! Ребенок говорит: "Петя не хочет играть со мной - я плохой!". От юноши мы слышим: "Я плохой футболист - мне в спорте ничего не светит", молодая мама скажет: "Мой ребенок такой непослушный, наверно, я плохая мать". Да и мы сами тоже частенько так говорим.
Но есть и другие высказывания: "Я сдал этот экзамен - я успешный студент!" или даже еще круче: "Оп-па, кажется, я провалил презентацию! Прекрасный опыт!"
Способ, которым мы обычно пользуемся при описании происходящих с нами событий, Селигман называет стилем интерпретации. Он выявил различие в том, как оптимисты и пессимисты описывают хорошие и плохие события в своей жизни. Пессимистичный спортсмен описывает свою спортивную неудачу, как нечто постоянное, более того, распространяющееся на все виды спорта. Мать думает, что капризы ребенка будут продолжаться вечно и списывает это на свою несостоятельность во всех аспектах материнства.
Забавно, что хорошие вещи, которые случаются иногда даже с пессимистами, объясняются ими как нечто случайное, временное и узко сфокусированное. Например, если у футболиста получается удачный пас, то (поскольку он пессимист) он считает это чистой случайностью, что в остальном у него все плохо, и такая удача уже не повторится.
Оптимисты поступают по-другому. Если кто-то провалил презентацию, то он вместо поражения может видеть в этом прекрасный опыт, который пригодится ему в будущем. Если студент хорошо справился с экзаменом, то он распространяет свой успех в будущее и на все сферы своей студенческой жизни: я это сделал - я отличный студент!
Если вкратце, то пессимист считает плохие вещи постоянными и распространяющимися буквально на все, а хорошие - временными и очень локальными. Оптимист - с точностью до наоборот.
Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий